Капова пещера: мамонты и жертвы — Код НЛО | UFO code

На историческом факультете МГУ мне сразу сказали: «Хотите написать про крупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть». Владислав Житенёв руководит Южно-Ураль­ской археологической экспедицией.

Капова пещера: мамонты и жертвы

Капова пещера: мамонты и жертвы

На историческом факультете МГУ мне сразу сказали: «Хотите написать прокрупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть».Владислав Житенёв руководит Южно-Ураль­ской археологической экспедицией. Главный объект изучения — Капова пещера, в которой за последние полвека было сделано немало сенсационных находок.

Найти картину под землёй

Капова пещера расположена в Башкирии, втрёхстах с лишним километрах от Уфы. Её название связывают то со словом«капать» (как и в большинстве карстовых пещер, с потолка здесь течётвлага), то со словом «капище». Лично мне вторая версия кажетсяинтересней, ведь на протяжении тысячелетий эта пещера служила местомпроведения ритуалов. Люди не жили в ней; скорее всего, их хижинырасполагались где-то в лесу неподалёку. Но из поколения в поколениепроникали сюда, чтобы совершать обряды или иные коллективные действия.Какие именно, до конца не понятно.

Начнём с истории изучения объекта.Открыли его ещё в XVIII веке, но ничего примечательного не заметили:пещера как пещера, таких в стране сотни, а то и тысячи. Настоящая славапришла сюда в конце 50-х годов XX века.

Был такой человек — Александр Рюмин,учёный, упрямец и немножко авантюрист. Чуть ли не с детства у него быламечта: найти в России наскальные рисунки людей верхнего палеолита —эпохи мамонтов и ледников.

Более поздние изображения, относящиеся к ­мезолиту и неолиту, были уже широко известны. Их находили и на Урале, и в других частях страны. А вот палеолитическая живопись на тот моментбыла найдена только в одном месте — в пещерах Франции и Испании(Франко-кантабрийский регион). Считалось, что это местная культурнаяособенность.

Рюмин окончил биологический факультетМГУ, написал диссертацию, но защититься не успел — началась война. Онпрошёл путь от рядового до подполковника, за Днепровскую операцию былпредставлен к званию Героя Советского Союза, правда, награду так и неполучил. Под Кёнигсбергом был тяжело ранен — врачи считали, чтоостанется инвалидом. Но он выздоровел и вернулся к экспедиционнойработе. Наверное, упрямство победило.

После войны Рюмин устроился научнымсотрудником в Прибельский филиал Башкирского заповедника. Именно там, по его мнению, вероятнее всего ­можно было найти рисунки времён палеолита: ледник ­сюда не доходил, горные хребты защищали этот район от холода.

В 1959 году Рюмин решил осмотретьнаходящуюся в заповеднике Капову пещеру. «После долгих поисков, устав иотчаявшись найти рисунки, решили возвращаться… У меня остались надежда и последние полчаса. Я снова подумал, где лучше искать рисунки…» —вспоминал он (цит. по: Дубровский Д. К., Грачёв В. Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве, 2011). Нужно было уходить из пещеры ивообще заниматься биологией, а не поисками несуществующих наскальныхрисунков. Но в самый последний момент Рюмину бросилось в глазакрасноватое пятно на стене. Присмотревшись, он увидел силуэт лошади.Вскоре нашёл ещё и мамонтов, медведей, других животных.

Рюмину вначале не поверили: мол, дляПиренеев это нормально, в Южной Америке или в Африке тоже можно что-топоискать, но чтобы в нашей суровой стране… Фантазии всё это и игравоображения! К тому же автор открытия был биологом, и археологивоспринимали его как дилетанта.

Чтобы окончательно развеять «нездоровуюсенсацию», в 1960 году в Капову пещеру делегировали знаменитогосоветского археолога Отто Бадера. Он выяснил, что некоторые настенныерисунки действительно были плодом воображения Рюмина. Это вызвало уучёного ярость. Но в той же пещере Бадер обнаружил и вполне реальныеизображения, подобные тем, которые прежде находили только в ЮжнойЕвропе. Это вызвало восторг.

Уже в наше время с помощьюрадиоуглеродного и уран-ториевого методов датирования удалось установить возраст следов древнего искусства: от 16 000 до 19 500 лет. Но есть инаходки, которые относят к XII–IX векам до нашей эры. Получается, чтолюди приходили сюда с некими ритуальными целями на протяжении многихтысячелетий. От масштаба времени становится как-то не по себе.

От Франции до Башкирии

С 60-х годов XX века археологи работают в Каповой пещере почти каждый сезон. И всякий раз находят всё новые иновые объекты, которые переворачивают наши представления о первобытноммире. Последние десять лет Южно-Уральской археологической экспедициейМГУ руководит Владислав Житенёв.

«Каменный ёжик» — так называют его между собой студенты. Я бы на такое прозвище не обижался. «Каменный»,поскольку занимается каменным веком, изучает каменную пещеру. И характер упорный. «Ёжик» — это, наверное, за стоящие торчком густые волосы. Ну и за элемент детского азарта. Когда он рассказывает о своихисследованиях, начинаешь грустить, что выбрал такую скучную профессию,как журналистика.

— Вам про свежие находки? Вот,пожалуйста. В ­пещере есть рисунок, нечто среднее между человеком имамонтом, очень своеобразный. Его давно открыли. А сейчас мы обнаружилирядом в щели между камнями украше­ние — просверленную гальку. Я уверен:её там спрятали, а не потеряли. Мы не первый раз находим такие«закладки». Обнаруживались разные изделия из кости и камня. Зачем ихпрятали? Мы этого не знаем!

Фразу «мы этого не знаем» Владислав завремя беседы повторил раз двадцать. Без разочарования илибе­зыс­ход­но­сти, скорее наоборот — предвкушая неизбежную развязку:мол, мы пока не знаем, но будем много работать, много думать иобязательно во всём разберёмся.

— Другая находка последнего сезона —осколки плит с рисунками. Я уверен, что это результат целенаправленногоповедения древних людей. На плитах рисовали, потом их разбивали и частьпрятали. Так же поступали с фигурками из глины и бивней на другихстоянках охотников на мамонтов.

— Но зачем разбивать произведение искусства?

— Непонятно. Есть много идей на этутему. Знаете, у костра в экспедиции можно дать волю фантазии. Прижелании можно даже увидеть в наскальных рисунках изображенияинопланетян. Но это всё не наука, точного знания пока нет, — объясняетмне Житенёв. — А ещё в минувшем году наши студенты обнаружили некийритуальный объект размером с небольшую ­подушку. В центре сталактит, побокам кости летучих мышей и запасы красной краски — охры.

Как я понял из рассказа Владислава, скраской вообще всё непросто. Её в пещере явно больше, чем нужно было,чтобы нарисовать мамонта или лошадь.

— Во многих местах мы находили явныеследы, как будто на стены специально брызгали краской. Что они делали стаким количеством охры? Может быть, тела свои раскрашивали, может, длякаких-то других целей использовали. Но явно краска им нужна была не длябытовых нужд, а для чего-то сакрального…

В мае этого года Владислав Житенёвзащищает в МГУ докторскую диссертацию об исследованиях в Каповой пещере. Автореферат я читал полночи — почти как роман. Больше всего меняпоразило, что формально специальность называется «история», но висследовании намешано множество наук. Тут и ядерная физика (возрастопределять), и зоология (какие животные где и когда обитали), иминералогия (откуда какие камни), и так далее.

Главный тезис в следующем: «…впервые входе комплексного исследования зафиксированы, исследованы иклассифицированы многие новые типы следов деятельности человека вКаповой пещере, которые в результате обобщения с материаламипредшественников позволили создать целостную картину ­использованияподземной полости в качестве верхнепалеолитическо­го святилища.Выявленные свидетельства деятельности человека позволили обосноватьглубокую связь характера деятельности человека в Каповой пещере ипамятников с настенными изображениями Франко-Кантабрии».

То есть все эти рисунки, ритуальныеобъекты, разбитые плитки, спрятанные украшения и прочее практически вточности совпадают с тем, что находят в пещерах Испании и Франции. Люди в пещере вели себя одинаково даже в мелочах.

— Между Башкирией и Пиренейскимполуостровом около четырёх тысяч километров. При этом следы многихритуалов полностью совпадают, очень похожие организация святилища,правила поведения в нём. Это независимые явления или культуры как-тосвязаны между собой? Мы склоняемся к тому, что связаны.

— И как им удавалось обмениваться информацией? Интернета-то не было, как, впрочем, и обычных дорог.

— Это одна из главных загадок Каповойпещеры. Мы видим факты: люди от Атлантики до Урала использовали одни ите же культурные практики. А вот как они их передавали, неизвестно.Можно предположить, что в результате миграции. Но, перемещаясь поконтиненту, люди из поколения в поколение детально воспроиз­водилиритуальные практики. Это, кстати, стоит учитывать, когда мы говорим осовременных мигрантах. Люди могут сменить технологии, пищевой рацион имногое другое. Ритуальное поведение остаётся стабильным гораздо дольше.

Дело о девичьем черепе

На кафедре археологии истфака МГУхранится череп. Он уже стал мировой знаменитостью — далеко не каждаянаходка удостаивается статьи в Nature. Обнаружили его несколько летназад студенты — разумеется, в Каповой пещере.

— Почти весь состав нашей экспедиции —студенты. Для них это обязательная практика, даже еслиспециа­лизируешься на истории XX века. Чтобы отличать науку от ненауки,очень важно делать что-то своими руками, — поясняет Житенёв. — Сей череп доказывает, что студенты на раскопках — это хорошо. На поверхноститорчала лишь его макушка. Я был уверен, что это натёки кальцита. Ностуденты ходили за мной по пятам: давайте посмотрим, давайте достанем.Мне это надоело. И вот она, наша уникальная находка.

Наскальные рисунки в Каповой пещереотносятся к палеолиту — они сделаны больше десяти тысяч лет назад. Ачереп принадлежал человеку куда более поздней эпохи: конец бронзовоговека, межовская культура, примерно IX–XIII века до нашей эры. В Египте и Передней Азии уже существовали централизованные государства, строилисьгорода, велись войны. А здесь, на Урале, жило некое племя со страннымиритуалами, для которых они и использовали Капову пещеру.

— Что можно сказать о черепе? Это былавполне здоровая девушка, которая погибла от удара в голову острымпредметом в возрасте 15–19 лет. Мы уверены, это было жертвоприношение, — нагнетает Житенёв.

— Почему вы так в этом уверены? Может, её убили на войне. Или в драке. Из ревности. Или медведь в лесу задрал?

— Если бы это было убийство или медведь, сохранились бы и остальные части скелета. А в том месте были сваленысамые разные кости: животных, людей — юношей и девушек. И всего одинчереп. Эти кости явно откуда-­то принесли. Уже находили похожий складкостей, и там тоже был череп девушки. Это не похоже на войну илиболезнь. Скорее всего, их убивали ударом в висок — метод относительногуманный, поскольку смерть наступала мгновенно. Происходило это не впещере.

— А где?

— Мы этого не знаем. Вероятно, жертвы какое-то ­время лежали на воздухе, а потом их останки переносили в пещеру.

— Почему вообще приносились жертвы? Это был культ?

— Тоже до конца не понятно.Единственное, что мы пока можем сказать: в башкирском эпосе есть сюжет,как девушек приносят в жертву хозяину озера. Но это сказание былозаписано в XVIII–XIX веках. Разница во времени — несколько тысячелетий.Как культурная информация могла сохраняться столь долгое время? Мы незнаем.

— Что вы можете рассказать об этойдевушке? Как она жила, как выглядела? Во что была одета? Почему дляжертвоприношения выбрали именно её?

— Увы, пока почти ничего не известно.

— Но хотя бы определить, чем она питалась, можно?

— Из её зубов и зубов других людей,найденных ­рядом, удалось выделить ДНК, благодаря чему наш череп и попал в Nature — в статью о геномике населения Евразии в бронзовом веке.Молекулярные биологи установили наличие довольно редкой гаплогруппы R1b. Ещё генетический анализ показал, что эта девушка без проблем моглапить молоко, много молока — у неё были ферменты, позволявшиепереваривать лактозу. Но делала она это или нет, неизвестно.

Снова тайна. Вполне возможно, лет черездесять — двадцать в этой загадочной истории появятся новые ответы, новые детали. И новые поводы произнести интригующее «мы пока не знаем».

Автор: Григорий Тарасевич

Опубликовано в журнале

«Кот Шрёдингера» №4-5 (30-31)

за апрель-май 2017 г

Нравится
Не нравится
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие новости

Лекарь из иного мира

Туманная фигура слегка покачнулась в дверях, и из её горящих глаз ударили в Бориса два луча света." Конец сентября 1991 года. Самое начало бабьего лета. Город Батайск Ростовской области. Семь часов вечера.

Зачем прилетают НЛО?

Считается, что впервые загадочные объекты в воздухе, ныне всем известные НЛО, были достоверно зарегистрированы в годы Второй мировой войны. 14 октября 1943 года во время бомбежки немецкого города

Похищаемые и их свидетельские показания

Я понимаю, что интеграция пришельцев в человеческое общество звучит смешно. Идея, что чужеродно/человеческие гибриды живут на Земле, по природе нелепа. Моим любимым вопросом во время интервью был

Авторизация

Поделиться ...